четверг, 1 июля 2010 г.

Храм Хойсалешвара в Халебиде

Храм Хойсалешвара в Халебиде
Халебид (Халебиду) - архитектурное сокровище династии Хойсала
Hoysaleshvara (temple, Halebid, India)

Просмотреть увеличенную карту
Хойсала - династия, правившая Карнатакой с 12 по 15 века, в течении этого периода были созданы уникальные образцы храмовой архитектуры и скульптуры.
Храм Хойсалешвара.

Халебид был когда-то был столицей империи Хойсала, и первоначально назывался Дора Самудра, город был переименован в Хале-биду, что означает "Покинутая столица" или Мертвый город в 1311 г., когда войска делийского султаната под предводительством Ала-уд-дин-Халджи овладели Халебидом и сравняли его с землей

Несмотря на набеги мусульман несколько больших храмов Хойсала в Халебиде уцелели - два из них – Хойсалешвара и Кедарешвара, покрытые прекрасной резьбой, являются одними из лучших образцов средневековой индийской архитектуры

Внутри храма полумрак, свет проходит в каменные решетки окон, другого освещения нет. В храме 2 святилища со скульптурами дварапала по бокам, очень интересные ступенчатые потолки, покрытые резьбой, и круглые как бы слоеные монолитные колонны, обточенные местами до толщины блина.

Расположен в маленьком городке Халебид штата Карнатака. Построен в форме звезды, весь украшен резными фигурами. Снимать можно и на территории храма и внутри. С нами был Гириш, поэтому нам разрешили посмотреть алтарь. Красота там словами не описать.
Храм Халебида начало строительства в период правления династии Хойсала (Гойсала) 1141 году и строился около 40 лет, но не был закончен. Халебид (Халебиду) был некоторое время столицей Хойсала, но был покинут правителями, его название переводится как покинутый (мертвый) город (столица).
Храм Хойсалешвара принадлежит к шиваитскому культу индуизма и является одним из 3 уникальных хойсальских храмов, два других расположены в Сомнатхапуре и Белуре, и прекрасным образцом индийской архитектуры и скульптуры.

На каждой стороне сложного многоугольника - скульптура Божества.На верхнем фризе разворачиваются сюжеты из Махабхараты, ниже - птицы и узоры, под ними всадники, затем львы, а в самом низу слоны. Над входами (их в храме 4) находятся умопомрачительно изящно выточенные панели, которые на расстоянии напоминают кружева. Рельефы на стенах сохранились очень хорошо, а вот фризы местами изуродованы.
Напротив 2 боковых входов находятся небольшие мандапы с черными монолитными фигурами Нанди.

Вот немного фотографий храма.


Династия Хойсала правила юго-западной Карнатакой между 11 и 13 веками. С 12 века после восшествия на престол царя Вишну Варданы, правители построили ряд замечательных храмов, сосредоточенных, в основном, в трех местах: Белуре и Халебиде, рядом с современным г. Хассан, а также в Сомнатхпуре возле Майсора. Как на первый взгляд, так и на расстоянии, храмы Хойсалы кажутся скромными строениями, приземистыми и лаконичными по стилю. Однако при ближайшем рассмотрении поражает богатство детальной и чувственной скульптуры, покрывающей каждый дюйм внешней части храма.

Создать столь причудливую вязь резьбы позволял материал, использованный при постройке храма: мягкий стеалит, или мыльный камень, который при окислении твердеет и дает стрелоподобную, гладко отполированную поверхность. Степень детализации такая же как у изделий из сандалового дерева и слоновой кости. По мере того, как развивался этот стиль, детали становятся свободнее и динамичные.

Своей вершины он достиг в Сомнатхпуре. Прекрасные скульптурные группы, в том числе утонченные, чувственные женские образы, располагаются под карнизом здания, закрепленные с помощью подпорок вверху и внизу. Они созданы позднее (кроме, возможно, храма Сомнатхпура) и не несут структурной функции. Другая техника, которая чаще ассоциируется с деревом, - это необычная выделка массивных каменных колонн: словно бы обработанные на токарном станке, они напоминают колонны в деревянных храмах Кералы. Скорее всего, их обрабатывали на горизонтальной поверхности, закрепив с обоих концов и вращая с помощью веревки.

Архитектурный стиль храмов, построенных Хойсала, обычно относят к стилю весара (vesara или смешанному), а не к северному nagari или к южному стилю dravida. Тем не менее, видно большое сходство с храмами нагари западной Индии, как результат контактов, как и в музыке, живописи и литературе, чему способствовали тесные торговые отношения между югом и севером.

Все храмы Хойсала имеют одинаковое звездообразное строение и высокий цоколь, который повторяет форму святилищ и мандап, и представляет собой приподнятую платформу, окружающую храм. Некоторые черты северного стиля, возможно, были привнесены строителем и художниками самого раннего храма в Белуре, которых Вишну Вардхана привез с севера Андрапрадеш. Характерным для стиля Хойсала является также использование особой каменной кладки без раствора (ashlar). Некоторые камни скреплены с помощью железных и бронзовых костылей, или скрепами из пазов и шипов. Потолки внутри мандап сделаны в виде ступенчатых сводов, подобно потолкам джайнских храмов Раджастхана и Гуджарата, видны они только изнутри, что характерно для стиля Хойсала



Двойное святилище, видимо, посвящено Шиве и его супруге. Во всяком случае, оба святилища содержат шивалингамы и соединены между собой, напротив храма две мандапы, в которых находятся скульптуры Нанди, ваханы Шивы.



В Хойсалешвара мандире присутствует много вишнуитских изображений. Скульптуры обладают экспрессией, которая отсутствует в более ранней работе в Белуре. Среди них - Брахма на гусе, Кришна, поддерживающий холм Говардхану, Кришна, играющий на флейте и Вишну (Тривикрама), покрывающий всю вселенную тремя шагами. Одно из самых замечательных изображений - демон Равана, потрясающий гору Кайлаш, населенную различными животными, на которой сидят также и Шива с Парвати. Танцоры и музыканты, занимают место на одном уровне с богами, и предстаёт необычная (для этого места) эротическая картина, изображающая чувственных девиц, увешанных драгоценностями. Фриз с сюжетной росписью расположен на шестом уровне снизу; на нем изображены сцены из Бхагаваты и Вишну Пураны, Махабхараты и Рамаяны.



1 комментарий:

  1. вы перепечатали текст из моего путеводителя по индии, что запрещено, даже не указав ссылку на источник заимствования http://indonet.ru/travelguide/halebid
    пожалуйста удалите мой текст

    ОтветитьУдалить