среда, 26 января 2011 г.

Путешествие по Индии 2010-2011 год Hampi


Просмотреть Бангалор-Хампи на карте большего размера

Хампи/ Виджаянагар находится в 350 км к северу от Бангалора.



Чтобы преодолеть это расстояние хотя бы часов за 6-7 , нам пришлось выехать в 4 утра. Первые 200 км по федеральной дороге мы пролетели меньше, чем за 2 часа, потом, свернув на дорогу до г. Hospet, остальные 150 км мы тащились почти 5 часов. Дорога как после бомбежки, да еще и вся забита грузовиками, которые соревнуются друг с другом, постоянно сигналя. Такое впечатление, что тебе в голову кто-то вставил сигнал, включил его , а кнопку отключения выкинул. К концу дороги я уже жутко ненавидела все грузовики и их водителей.



Руины Виджаянагара (около 500 памятников) простираются более, чем на 26 кв. километров. Большая их часть образует 2 группы: Храмовый центр и Царское подворье. Между этими двумя группами простирается большой, усеянный валунами холм, и банановые плантации, которые питаются древними ирригационными каналами.

Мы не стали ходить пешком, это просто невозможно, расстояния между храмами большое. Взяли рикшу и поехали с ним. Меня очень удивило, что рикша знал русский язык, в объеме, необходимым для общения. На мой вопрос, откуда он знает язык, ответил, что приезжают много русских туристов, они хорошо платят, но не говорят на английском языке, вот он и решил выучить русский язык и возит исключительно наших соотечественников.

Нас предупреждали про опасности, которые могут нам грозить, с ними мы не столкнулись, комары нас тоже не беспокоили.



Немного истории:
Виджаянагар был основан в 1336 году.
Возникновение империи Виджаянагар стало своеобразным ответом на экспансию мусульман с севера. При этом не следует преувеличивать значение противостояния индуизма и ислама. Индусские правители часто воевали с Виджаянагаром на стороне мусульман.

События, предшествующие созданию государства Виджаянагара, окутаны легендами. Известно, что в районе Анегонди появились 2 брата -Хаихара и Букка, посланные Мухаммадом Туглаком для восстановления власти Делийского султаната. Они были сыновьями Сангамы, именем которого названа первая династия правителей Виджаянагара.

По одной версии, это была семья телугу, служившая прежде Какатьям из Варангаля. Они попали в плен, их привезли в Дели и обратили в ислам. По другой версии они были каннада, служили Хойсалам из Халебида , но после пленения какое-то время помогали Туглакам восстанавливать власть на Тунгабхаде. Заетм они отвергают ислам и союз с Дели, создав независимое индуистское царство.

Согласно легенде, братья встретили в лесах аскета Видьяранью, указавшего им место благоприятное место для строительства столицы. Этот аскет стал главным министром трех первых правителей Харихары с 1336 по 1356гг., Букки I с 1356 по 1377 гг., Харихары II (сына Букки) с 1377 по 1404гг.

Город строили 7 лет с 1336 по 1343гг.

Царство быстро росло. В 1343-1346 гг., Букка разгромил Хойсалов. В 1345 году была присоединена Тулу (побережье Карнатаки). В 1370 году была подчинена вся южная Индия, за исключением крайнего юга и Малабарского побережья ( совр. штат Керала).
Благодаря природным особенностям и укреплениям Виджаянагар был практически неуязвим. Его часто осаждали, но нападавшие уходили ни с чем, нередко их истребляли на обратном пути.

Период наивысшего расцвета Виджаянагара пришелся на правление Кришнадэварайи (1509-1529гг) из третий династии правителей - Тулава. В это время, благодаря соэзу с португальцами, захватившими Гоа в 1510 году, Виджаянагар обладал почти полной монополией на торговлю через южные порты арабскими скакунами и индийскими пряностями.

Из "Хождения за три моря " афанасия Никитина XV век:
....А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит - удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима - путь через город идет; ни с какой стороны город не взять; гора там огромная да чащоба злая, колючая.


Империя Виджаянагара достигла расчвета в XIV-XVI вв. Эта была самая могущественная индуистская империя. Португальский путешественник Доминго Паэш, живший в Виджаянагаре в 1520-1523 гг., был поражен размером и богатством города. Он рассказывал о рынках, заваленных шелком и драгоценными камнями, о прекрасных танцовщицах, украшенных драгоценностями, узорчатых дворцах и веселых праздниках. Считается, что в период расцвета в городе жило около полумиллиона человек.

В 1656 году в битве при Таликоте войска Виджаянагара потерпели сокрушительное поражение после того как два мусульманских военачальника Виджаянагара перешли на сторону противника, армия оказалась неуправляемой. Почти все члены царской семьи бежали, прихватив золото и драгоценные камни.
Тирумала бежал в Виджаянагар, забрал казну ( для ее перевозки потребовалось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. мусульмане с ходу заняли Виджаянагар, разграбили и разрушили его, убили десятки тысяч горожан.

До наших дней сохранились только статуи божеств, растрескавшиеся стены домов и опустевшие храмы, а также сложная ирригационная система, по которой вода поступала в огромные пруды и храмы.

Храм Вирупакши (англ. Virupaksha Temple)


На протяжении многих веков храм Вирупакша является самым важным местом паломничества в Хампи. Он стоит посреди развалин многочисленных храмов бывшей столицы индуистской империи, вот уже несколько веков оставаясь одним из немногих местных культовых сооружений, всё ещё используемых для поклонения. Храм посвящён Шиве, известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы, которая ассоциируется с рекой Тунгабхадрой. Другой известный храм Вирупакши находится в деревне Налагамапалле, округ Читтур, Андхра-Прадеш, приблизительно в 100 км от Тирупати.
Историю храма Вирупакша можно проследить до VII века. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием Шивы датируются IX — X веком. Культовое сооружение существовало на этом месте задолго до основания Виджаянагара. Некоторые части храма датируются периодом империй Чалукья и Хойсала, однако бо́льшая часть храма была построена правителями Виджаянагарской империи. Именно в этот период маленький храм превратился в большой храмовый комплекс.

В XII веке под покровительством виджаянагарских правителей начался расцвет искусства и культуры. В XVI веке Виджаянагарскя империя пала под натиском мусульманских завоевателей, которые систематически разрушали архитектурные индуистские памятники.

Культ Вирупакши-Пампы, однако, не прекратился даже после разрушения города мусульманами в 1565 году и продолжается и по сегодняшний день. В начале XIX века храм был отреставрирован, был заново расписан потолок храма и восстановлены северная и восточная гопуры.

Одним из самых крупных покровителей храма за всю его историю был виджаянагарский раджа Кришнадеварая. По его указанию была возведена самая изысканная храмовая постройка — центральная зала с колоннами. При нём также была возведена гопурам на входе во внутренний двор храма. Его вклад в постройку храма упоминается на каменной мемориальной доске, установленной рядом с колонным залом. В частности, там говорится что Кришнадева Рая отдал приказ построить колонный зал в 1510 году.


Храм Виттхаля/ Vitthala Mandir


Храм представляет собой высшую точку развития архитектурного искусства Виджаянагара. Его основатель неизвестен, однако в XVI веке храм был значительно расширен при Кришнадэварайе и Ачьютарайе.
Виттхаль - пастушеское божество дравидийного (южноиндийского) происхождения, ассоциируемое с Кришной (Вишну).
По легенде, Вишну слишком отягощала внешняя роскошь храма и он не мог оставаться здесь. Башня главного святилища выполнена из кирпича, что необычно для южной Индии.

Большую мандапу пристроил в 1554 году неизвестный военноначальник. Она примечательна 56-ю музыкальными колоннами из цельного гранита. При ударе они издают различные звуки, составляющие музыкальную гамму. Сейчас колонны сильно повреждены и охрана не разрешает к ним прикасаться. Другие колонны изображают характерных для Виджаянагара вздыбленных коней, а фризы со львами, слонами и конями на лепном цоколе считаются образцом скульптурного мастерства.



Перед храмом, к востоку стоит каменная копия деревянной колесницы для процессий. Это святилище Гаруды, ваханы Вишну. Когда-то колеса вращались, сейчас они залиты цементом.




Lakshmi Narasimha Temple


Badavilinga Temple



Sister Stone


Как рассказал наш рикша-экскурсовод, то здесь снимали фильм "Зита и Гита". Правдивость его слов я не проверяла, в фильме такие камни не помню, может быть смотрела невнимательно.

Krishna Temple

3 комментария:

  1. Тань с ума сойти!!! Красивоооо!!!! Спасибо, что поделилась красотой!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную экскурсию. Мы не побываем там никогда.

    ОтветитьУдалить